Понедельник, 23.09.2024, 02:31
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка и литературы Абрамовой Алёны Александровны

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


Буквы а — о в корне -лаг- — -лож-
[ Скачать с сервера (94.3 Kb) ]01.02.2020, 13:11

Буквы а — о в корне -лаг- — -лож-

 

Проверка безударных гласных в различных частях речи русского языка обычно осуществляется при помощи постановки гласных под ударение. Это значит, чтобы узнать, какая гласная пишется в слове, мы должны изменить слово так, чтобы ударение падало именно на эту гласную.
Существует еще несколько категорий безударных гласных, правописание которых проверяется другими способами. Одни из слов имеют непроверяемых гласные, поэтому их правописание мы должны запомнить, также можно обращаться к словарям.
Правописание гласных в других словах зависит от идущих следом согласных. К таким словам относятся все с корнем  -лаг-/-лож-. Это является вариантами одной и той же морфемы – корня. Лексическое значение у таких слов одинаковое, но правописание отличается в зависимости от того, какая буква идет после согласной. Если это буква г, то в корне пишется гласная а, если это буква ж, то в корне пишется гласная о.

 

В корне   -лаг- / -лож-   на месте безударного гласного  пишется буква а, если после корня есть суффикс а, а если суффикса а нет – буква о: 

предполагать   –   предположение. 

 

Корень лож-лаг нельзя путать с корнями, близкими по звучанию, но имеющими другое значение. Смотри: ложное известие, солгал, лживый. Г и ж чередуются, а о выпадает. Лог- входит как составная часть в сложные слова с иноязычным корнем; например, психология( психо- душа, логос- слово, наука) – наука о душевной жизни, о мышлении, о чувствах; геология(ге- земля) – наука о земле; метеорология- наука об атмосферных явлениях, о погоде.

 

Упражнение 1. Выпишите  словосочетания, укажите гласную, которая пишется в корне слова с чередованием.

Предлагать помощь, положительная характеристика, располагающая улыбка, изменить положение, написать изложение, увеличить слагаемое, высказать предположение, найти прилагательное, произвести сложение.

 

Упражнение 2. Запишите слова в строчку через запятую, найдите среди них слова с изучаемой орфограммой и выделите ее.

Положение, разбег, сделать, прилагательное, изложение, раздвинуть, полагать, упражнение, предложить, приложить.

 

Упражнение 3. Запишите правильно слова, рассуждая: «Пиши букву о, потому что корень – лож -; пиши букву а, потому что корень – лаг-».

Расп..ложение лагеря, пол..гаться на себя, предл..жить помощь, напишешь изл..жение, склоняешь прил..гательное, пол..жение безвыходное.

 

Упражнение 4. 

Выпишите слова на изучаемую орфограмму в столбик, выделите корень и подчеркните орфограмму.

  1. Кто ясно мыслит, тот ясно изл..гает.

  2. Чужую беду руками разведу, а к своей ума не прил..жу.

  3. Если сл..жить все ошибки умного, получится гора.

  4. Отработав, что пол..гается, съешь, что причитается.

  5. Ум заключается не только в знании, но и в умении прил..гать знание на деле.

  6. Где мысль ясна, там ясно изл..женье, там нужные слова придут без затрудненья.

 

Упражнение 5. 

Замените словосочетания фразеологическими оборотами, включив в них слова с корнями -лаг-/-лож-.

Говорить искренне, откровенно – ______руку на сердце. 

Ничего не делать, бездельничать – сидеть ______руки. 

Прекратить вооруженное сопротивление, сдаться – ____оружие. 

Погибнуть в сражении – ______ голову. 

Перестать бороться, действовать – ______ руки. 

 

Упражнение 6.

Графически объясните выбор гласной в корнях с чередованием а — о. 

Изл..гать точку зрения; неясно изл..жить; знать признаки прил..гательных; написать изл..жение; сл..гаемые ; распол..житься неподалеку; распол..гать у дома.

 

Упражнение 7.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните корни с чередующимися гласными. 

1. Изл..жение было написано хорошо. 2. Нужно изл..гать свои мысли кратко и ясно. 3. Имя прил..гательное обозначает признак предмета. 4. Я распол..гаю свободным временем. 5. От перемены мест сл..гаемых сумма не меняется. 6. Предпол..жения не оправдались. 7. На ученика возл..жили обязанности старосты кружка. 8. Пол..гаю, что он прав. 9. Прил..жение — это особый вид грамматического определения. 10. На юного музыканта возл..гали большие надежды. 

 

Упражнение 8.

Объясните графически написание букв в корне. 

Прил..гать усилия

Сл..жить вещи 

Отл..жить поездку

Безотл..гательное дело

Зал..жить фундамент

Прил..жить к ране

Трудное пол..жение

 

Пройти тест

Посмотреть видео

Категория: 5 класс рус.яз. | Добавил: qwertyrabaa
Просмотров: 272 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск