Воскресенье, 22.09.2024, 22:29
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка и литературы Абрамовой Алёны Александровны

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


Обстоятельство
[ Скачать с сервера (88.1 Kb) ]14.01.2020, 08:29

Обстоятельство.

 

Вы уже знаете, что в предложении могут быть как главные, так и второстепенные члены, которые несут в себе дополнительную информацию. В зависимости от цели нашего высказывания мы можем употребить тот или иной второстепенный член предложения. Пожалуй, самым функциональным из них является обстоятельство.

Уже из названия этого члена предложения понятно, что он рассказывает или указывает на обстоятельства, при которых происходит что-либо. Обстоятельство как второстепенный член предложения может отвечать на разнообразные вопросы, схожие с вопросами наречия, и обозначать место, где совершается действие, время, когда оно совершается, или способ действия, каким оно совершается.

В предложении обстоятельства обычно поясняют сказуемое, выраженное глаголом. Само же обстоятельство может быть выражено различными частями речи: наречием или существительным во всех падежах, кроме именительного.
Умение правильно употреблять обстоятельства в речи помогает сделать речь интересной и информативной.

Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и отвечает на вопросы   когда? где? куда? откуда? зачем? почему? как?

Обстоятельство выражается наречием, именем существительным
и другими частями речи:


Ветки цветущих черешен смотрят(куда?)в окно.

Мы встретились (где?) у кинотеатра.

 

По значению выделяются обстоятельства:
1) места (отвечает на вопросы «Где?», «Куда?», «Откуда?»): Сад был на горе;
2) времени («Когда?»): А поутру они проснулись;
3) причины (отвечает на вопрос «Почему?»): Сидим дома из-за дождя;
4) условия (отвечает на вопрос «При каком условии?»): При должном упорстве подготовиться к экзаменам можно;
5) уступки (отвечает на вопрос «Несмотря на что?»): При всем желании я вам не смогу помочь;
6) образа действия (отвечает на вопрос «Каким образом?»): Слониха–щеголиха так отплясывает лихо…(Чук.);
7) меры и степени (отвечает на вопрос «В какой мере?»): А она очень красива, очень недурна (Г.);
8) сравнения (отвечает на вопрос «Подобно чему?»): Как все московские, ваш батюшка таков (Гр.).

 

Упражнение 1.

Запишите предложения, подчеркните грамматические основы; найдите обстоятельства, определите, чем они выражены. Над обстоятельствами поставьте вопросы, на которые они отвечают.

I. 1) Громадные тучи нависли широко над морем и скрыли блистательный день. 2) Как щит, в бою окровавленный, восходит полная луна. 3) Видом моря любоваться собралась толпа гостей. 4) Здесь горы с двух сторон стоят, как две стены. 5) И звуки полетят, красуясь и играя.

II. 1) Она ходила без цели по набережной, пряча лицо от ветра. (К. Паустовский.) 2) Вдали в море через равные промежутки времени зажигался свет маяка. (Ю. Олеша.) 3) Шорох гравия никогда не прекращался здесь под стеной. (Ю. О л е ш а.) 4) Я с бабушкой пришел в гимназию держать экзамен в приготовительный класс. (Ю. Олеша.)


Упражнение 2.

Добавьте в данные предложения обстоятельства.

1) Вадим отстал от своих товарищей ... (обстоятельство причины). 2) Мы отправились в лес ... (обстоятельство цели). 3) Ребята поспешили на речку ... (обстоятельство цели). 4) (Обстоятельство места) ... поднималось солнце. 5) (Обстоятельство времени) ... над лесом занялся пожар.


Упражнение 3.

Запишите предложения, объясните орфограммы; подчеркните члены предложения, определите, какими частями речи выражены обстоятельства.

1) Неисчислима армия врагов человека в лесу, в поле, в садах и огородах. 2) Отправиться в дальнюю дорогу — значит подвергнуть испытанию свои силы. 3) Из дупла выглянула белка и юркнула обратно.


Упражнение 4.

Подчеркните обстоятельства, сверху надпишите, какими частями речи они выражены.

1) Он встряхнул кудрями и самоуверенно глянул вверх. 2) Мы пошли на вал — возвышение, образованное природой и укрепленное частоколом. 3) Вдруг на повороте реки, впереди, под тёмными горами, мелькнул огонёк. 4) За фабрикой тянулось обширное болото, поросшее ельником и берёзой. 5) В 1812 г. в России бушевала народная война. 6) Чук и Гек говорили долго, размахивая руками. 7) Мятежники скрылись и через час показались из-за горы.


Упражнение 5.

Замените фразеологизмы наречиями.

1. Мальчик бежал во все лопатки. 2. Он сказал не в бровь, а в глаз. 3. Девочка выучила задание назубок. 4. Она пришла ни свет ни заря. 5. Работу он знал как свои пять пальцев. 6. Сергей выполнил задание из рук вон плохо. 7. До деревни рукой подать. 8. Она работает не покладая рук.

 

 

Тест

Смотреть видео

Категория: 5 класс рус.яз. | Добавил: qwertyrabaa
Просмотров: 665 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск