Понедельник, 23.09.2024, 02:21
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка и литературы Абрамовой Алёны Александровны

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


Повторение по теме «Лексика и культура речи».
[ Скачать с сервера (203.1 Kb) ]31.01.2020, 13:20

Повторение по теме «Лексика и культура речи»

 

Лексика (от греч. lexikos — относящийся к слову), наука, изучающая  словарный состав языка.

Слово – это основная единица языка, представляющая собой звук или комплекс звуков, обладающий значением и служащий для наименования предметов, явлений, действий, признаков, количеств, состояний и т.д.

Совокупность всех слов русского языка образует его словарный состав. 

Каждое слово обладает лексическим значением. Лексическое значение слова – это соотнесённость слова с определёнными явлениями действительности. Лексические значения слов разъясняются в толковых словарях. Это особые справочные книги, которые состоят из словарных статей.

Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными (запах цветов, приятный запах), а слова, имеющие два и более лексических значений, называются многозначными (рукав платья, рукав реки, пожарный рукав).

Прямое значение слова – это его основное лексическое значение.

Переносное значение – это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого (лента в волосах, лента транспортёра, лента дороги).

От многозначных слов следует отличать омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению (запереть на ключ, вода бьёт ключом, скрипичный ключ).

Омофоны – слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение. «Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот» (К. Прутков) 

Омоформы – слова, которые одинаково звучат лишь в некоторых грамматических формах и при этом чаще всего принадлежат к разным частям речи. Будет вам по калачу, а не то поколочу. (А.С.Пушкин)

Омографы – слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении (различия в ударении). Атлас, атлАс.

Синонимы - это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

Антонимы - это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

Метафора – от греч. «мета» – пере и «фора» – несу, переносное значение, основанное на сходстве.

Метонимия – от греч.переименовывать, переносное значение, основанное на смежности, т. е. предмет или явление обозначается с помощью других слов и понятий.

 

Упражнение 1.

Выделите в предложениях омонимы, омоформы, омографы, омофоны.

1. Медведь в бору, не зная правил, машиной персональной правил. И в елку врезался. Смех смехом. А Мишка-то едва остался с мехом. И заревел он грозно: - Надо ели срубить в бору, они мне надоели. 2. Нет хуже удела, чем быть не у дела. 3. Для производства футбольных голов ноги бывают важнее голов. 4.Любил студентов засыпать он, видно, оттого, что те любили засыпать на лекциях его. 5. Как жаль, что способность делиться осталась лишь преимуществом простейших. 

Упражнение 2.

Выделите синонимы, отличая их от слов, близких по значению, но не входящих с ними в один синонимический ряд.

Душевно рад, - начал он… - Надеюсь, любезнейший Евгений Васильевич, что вы не соскучитесь у нас, - продолжал Николай Петрович… - Так как же, Аркадий, - заговорил опять Николай Петрович… - Сейчас, сейчас, - подхватил отец (Т.) 

Через двести-триста лет жизнь на Земле будет невообразимо прекрасной, изумительной (Ч.) 

Он был добрый и отзывчивый человек, бесстрашный и храбрый летчик, умный, талантливый инженер.

Упражнение 3.

Выделите в тексте слова, к которым можно подобрать антонимы.  Запишите получившиеся антонимические пары.

Пестрая моя судьба послала мне столько замечательных людей, что их хватило бы на сотню таких, как я. Это не значит, что все они были моими друзьями или приятелями, но разве и простое знакомство с уникальными людьми, с их удивительными рассказами – не подарок? 

 

Пройти тест

Посмотреть видео

 

Категория: 5 класс рус.яз. | Добавил: qwertyrabaa
Просмотров: 172 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск