Понедельник, 23.09.2024, 02:30
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка и литературы Абрамовой Алёны Александровны

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


Повторение по теме «Морфемика и орфография».
[ Скачать с сервера (275.0 Kb) ]01.02.2020, 14:44

Повторение по теме «Морфемика и орфография»

 

В разделе «Морфемика» вы изучили понятия формы слов, однокоренных слов, узнали, что называется морфемами, какие они бывают. Важной информацией является и то, что в словах могут происходить чередования как гласных, так и согласных букв и звуков. Иногда такое чередование не отражается на письме (позиционное чередование).
Повторяя полученные сведения, необходимо обратить особое внимание на различия однокоренных слов и форм одного и того же слова. Как правило, однокоренные слова могут быть различными частями речи, иметь приставки или суффиксы. Формы одного и тоге же слова различаются только окончанием.
Изучая чередование, вы узнали, что оно может происходить в различных морфемах. Наиболее распространёнными морфемами с чередованием являются суффиксы и корни. Также существует чередование гласных с нулём звука. Такие гласные называются беглыми и могут находится как в корне, так и в суффиксе или приставке.
В раздел «Морфемика» также входит изучение правописания гласных, правописание которых регламентируют правила русского языка (корни с чередованием, правописание гласных после шипящих, правописание гласных после ц).

 

Морфемика – это раздел русского языка, который изучает строение слова.

Слова состоят из значимых частей, которые называются морфемами: приставки, корня, суффикса и окончания.

Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании. Окончание выражает различные грамматические значения частей речи: 1) у имён существительных, личных местоимений – значение падежа и числа; 2) у имён прилагательных, местоимений – значение падежа, числа и рода; 3) у глаголов в настоящем и будущем времени – значение лица и числа; 4) у глаголов в прошедшем времени – значение рода и числа.

 

Запомните: окончание может быть нулевым, то есть не выраженным звуками (врач, дом); оно обнаруживается при сравнении форм слова.

 

Часть изменяемого слова без окончания называется основой слова. Основа может быть охарактеризована, как непроизводная, производная, производящая.

Различайте слова с нулевым окончанием и неизменяемые слова, в которых выделяется только основа (говоря, завтра, длиннее).

 

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

Слова, имеющие одинаковый корень, называются однокоренными (водный, подводный, вода, заводь, водянистый, подводник).

 

Запомните: существуют слова, которые имеют один и тот же корень, но разные лексические значения (гора, горный, угореть, загореть, перегореть), они не являются однокоренными.

 

Приставка – это значимая часть слова, которая сто¬ит перед корнем и служит для образования новых слов (вода, подводный).

 

Запомните: кроме исконно русских приставок (О-, ОТ-, ПОД-, НАД-, ПЕРЕ-), существуют иноязычные (КОНТР-, СУБ-, АД-, ИН-, КОН-, ОБ-).

 

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (тонкость, тонковатый; водяной, водянистый).

При образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова. Эту замену называют чередованием звуков. 

В одной и той же морфеме гласные о и е в некоторых случаях отсутствуют, т. е. чередуются с нулём звука. 

Например: лоб - лба, беру - брать. 

Это беглые гласные (они как будто убегают из слова). Рассмотрите таблицу и скажите: в каких частях слова бывают беглые гласные? 

Корни, приставки, суффиксы и окончания могут иметь неодинаковый звуковой состав в результате чередования гласных и согласных. 

Такие части слов, в которых имеются чередования звуков, называются вариантами морфем. 

Порядок морфемного разбора 

  1. Окончание и основа; значение окончания. 

  2. Корень; подобрать 2—3 однокоренных слова. 

  3. Приставка (приставки), суффикс (суффиксы); значение приставки и суффикса (если оно ясно). 

Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на -з (-с) и приставок пре- и при-, пишутся одинаково независимо от произношения. 

Их можно проверить, подобрав другие слова с данной приставкой, гласные и согласные в которых находятся в сильной позиции. 

Запахнуть — запax; подпись - подозвать; надпись - надрезать, надорвать; сделать - стереть, смыть.

В приставках на -з/-с перед звонкими согласными пишется з, а перед глухими — с. 

Разбудить (перед звонк.); расписание (перед глух.). 

В корне -лаг- — -лож- в безударном положении буква а пишется, если за корнем стоит суффикс -а-; буква о пишется, если за корнем нет суффикса -а-. 

Предполагать, предположение (нет а за корнем). 

В корне -раст- — -рос- безударная а пишется перед ст, щ. Слова-исключения: росток, отрасль.

В корне после шипящих под ударением пишется ё, а не о. Слова-исключения: крыжовник, шомпол, шорох, шов, капюшон. 

Буква и после ц пишется в корнях слов и в словах на -ция. 

Буква ы после ц пишется: 

  1. в окончаниях и суффиксах; 

  2. в корнях слов-исключений: цыплёнок, цыган, цыкнуть, на цыпочках. 

 

 

Упражнение № 1

    Выделите в данных словах окончания и основы. Укажите слова, которые не имеют окончаний.

 

    Серость, озером, навзничь, увлекся, запах, читаю, вперед, повернуть, направо, снова, догорал, слишком, прилежно, грустно, рекой, написан, шквал, оправдать, кормилец, морозец, моторист, ливень, издавна.

 

Упражнение № 2

    Выделите в данных словах корни. Выпишите ряды однокоренных слов.

 

    Мороз, подморозить, правдивый, оправдать, оценивать, оценка, винный, повинность, кормежка, кормовой, пояснение, ясность, любить, возлюбленный, наслаждение, сладкий.

 

Упражнение № 3

    Выполните морфемный разбор слов.

    Примечание: особое место в русском языке занимает морфема -ТЬ (-ТИ), которую некоторые лингвисты выделяют как суффикс (не входит в основу слова), другие – как окончание.

    Просвещение, удивительный, примиряющий, очаро¬вание, поражать, написал, отдавать, выдающийся, вы¬разить, избежать, справа, удивительно, вырасти, опря¬тен, удачен, преломление, бедняга.

 

Пройти тест

Посмотреть видео

Категория: 5 класс рус.яз. | Добавил: qwertyrabaa
Просмотров: 149 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск