Понедельник, 23.09.2024, 00:34
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка и литературы Абрамовой Алёны Александровны

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


Прямая речь
[ Скачать с сервера (940.0 Kb) ]20.01.2020, 15:29

Прямая речь

Общаясь друг с другом или сочиняя рассказ, мы нередко сталкиваемся с ситуацией, когда нам необходимо передать речь какого-нибудь человека, не участвующего в беседе, или упомянуть цитату классика. Для этого необходимо прибегнуть к использованию прямой речи.
Исходя из самого названия, прямая речь предполагает дословную передачу чужих слов. Такие высказывания передаются от имени того лица, которому они принадлежат. Как правило, информация об авторе высказывания содержится в словах автора, располагающихся до, внутри или после самой прямой речи.

Специфичным является и оформление прямой речи на письме. Обычно эти слова заключаются в кавычки, они могут иметь внутри себя различные знаки препинания или ссылку на авторство строк. Здесь необходимо особое внимание обратить на разграничение слов автора и прямой речи, поскольку именно от этого будет зависеть правильная постановка знаков препинания.

Использование прямой речи позволяет нам включать в своё высказывание чужие слова, не присваивая их себе, а указывая их автора. Это особенно важно при подготовке научного доклада или написании сочинения.

 

Прямая речь представляет собой конструкцию, в которой дословно передаётся речь того лица, кому она принадлежит:

У меня спросили: «Который час?»

Предложение с прямой речью состоит из двух частей, связанных  по смыслу и интонационно — из прямой речи и слов автора. 

А: «П».

Слова автора указывают на лицо, которому принадлежит прямая речь. 
Слова автора могут стоять как перед прямой речью, так и после неё. 

Прямая речь всегда заключается в кавычки, первое слово прямой речи  всегда пишется с большой буквы. 

Перед прямой речью после слов автора ставится двоеточие:  

А: «П».       А: «П?»         А: «П!»


В конце прямой речи перед словами автора ставится запятая, вопросительный или восклицательный знак. После прямой речи перед словами автора ставится тире, слова автора начинаются с маленькой буквы:  

«П», – а.       «П?» – а.     «П!» – а.

Упражнение 1

Запишите предложения, расставьте знаки препинания  и составь схемы предложений.

  1. Смотрю ему вслед и думаю зачем живут такие люди?

  2. Я хотел бы купить масла проговорил крестьянин.

  3. Мне кажется нет ничего вкуснее! заметил полковник

  4. Не стоит мне уже лучше перебил Иван.

  5. Александр спрашивает можно я ещё приду.

  6. Что такое десант раздался чей-то голос.

  7. Только ты не шуми сказал отец. 

  8. Вот жадина изумилась сестра.

  9. Спасибо Павлуша сказала я.

  10.  Отец успокоил ты спи.

  11. Ты с людьми плохо обращаешься твёрдо сказал Данил.

  12.  Стой окрикнул Пётр.

Упражнение 2

Не списывая, составь схемы.

  1. Вот он кричит: «Поди-ка сюда, Верный мой работник Балда».

  2. “Там, в лесу, стоит одна, - отвечает ей она.

  3. Вот из моря вылез старый Бес: “Зачем ты, Балда, к нам залез?”

  4. “Я не сержуся, - тихо молвила она.

  5. Князь им вымолвил тогда: «Добрый путь вам, господа!»

  6.  Мальчик попросил: «Подождите меня, я скоро». 

  7. Мама переспросила: «Сколько тебе нужно, минут пять?»

  8. "Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною", - приговаривал Балда с укоризною. 

  9. "О, если б в небо хоть раз подняться!" - крикнул Сокол с тоской и болью.

  10. „Я послезавтра на Волгу поеду", — сказал Саша.

  11. „Кто кричит?" — раздался с моря суровый окрик.

  12. „Едем," — сказал Гаврила, опуская вёсла в воду.

Упражнение 3. 

Составьте предложения по схемам.
1) А: «П.»
2) «П», -а.
3) А: «П?» 

Упражнение 4.

Найдите и исправьте ошибки в схемах. По исправленным схемам составьте предложения и запишите их.

1) А - «П».                                                     3) «П!», - а.

2} «П!»: а.                                                       4)   «П» - а.

Упражнение  5. 

Запишите предложения, расставьте знаки препинания и составьте схемы предложений.

  1. Отец вчера говорил На заре хорошо клюёт. 

  2. И решила внучка Навещу-ка я бабушку. 

  3. У этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят говорили люди. 

  4. Какая сегодня прекрасная погода! подумала лягушка. 

  5. Девочка строго сказала Буратино Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки! 

  6. Пусть в моей картине всё будет спелым, созревшим думает Лето. 

  7. Спрашивает её старик громко Ты откуда пришла что тебе здесь нужно?

  8. Девочка показала ему свою пустую корзину и говорит  Нужно мне набрать в эту корзину подснежников.

  9. 3асмеялся старик Это в январе-то подснежники? Вон что выдумала!

  10. Подарить Вам шарики обратился к старухе Чебурашка.

  11. Однажды Незнайка пришёл к Цветику и сказал Слушай Цветик научи меня писать стихи.

 

Пройти тест

Посмотреть видео 1

Посмотреть видео 2

Категория: 5 класс рус.яз. | Добавил: qwertyrabaa
Просмотров: 509 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск