Понедельник, 23.09.2024, 00:17
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка и литературы Абрамовой Алёны Александровны

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


Синтаксический разбор сложного предложения
[ Скачать с сервера (100.8 Kb) ]20.01.2020, 14:50

Алгоритм синтаксического разбора

Детальный анализ предложения называется в языке синтаксическим разбором. Синтаксический разбор производится для того, чтобы определить вид предложения, разобраться с тем, сколько в нем грамматических основ, узнать, какие знаки препинания связывают его части.
Синтаксический разбор сложного предложения практически не отличается о разбора простого предложения: выделяем грамматические основы, второстепенные члены; определяем, какими частями речи выражены члены предложения. Затем определяем цель высказывания предложения. Цель высказывания определяется вне зависимости от того, простое или сложное предложение перед вами.
Следующий этап синтаксического разбора – это выделение простых предложений и их грамматических основ. Простых предложений может быть два или несколько, как правило, в каждом из них можно выделить основу, иногда она будет представлена лишь одним главным членом.
Затем нам необходимо определить, с помощью чего связаны предложения в составе сложного. Для этого вы должны знать, что средствами такой связи могут служить как союзы, так и интонация.
Заключительной частью синтаксического разбора сложного предложения является определение знаков препинания, с помощью которых связаны простые предложения.

Порядок разбора.

  1. Выделить грамматическую основу предложения, второстепенные члены.

  2. Вид предложения по цели высказывания.

  3. Вид предложения по интонации.

  4. Вид предложения по количеству грамматических основ, если сложное – из скольких частей состоит.

  5. Вид сложного предложения по наличию (или отсутствию) союзов между простыми предложениями (союзное или бессоюзное).

  6. Разбор простых предложений в составе сложного: 

  • По наличию второстепенных членов;

  • Осложнено или нет (однородными членами, обращениями);

  1. Схема

Упражнение 1
Спишите, расставьте знаки препинания.

1. Среди комнаты стоял золотой сундук а на сундуке сидело настоящее страшилище. 2. Лебедь положил свою голову ей на колени и она гладила и перебирала его перышки. 3. Всю зиму прожила ласточка в подземелье а Дюймовочка ухаживала за ней. 4. Бедное животное забрыкалось а девочка захохотала и потащила Герду к постели. 5. Он объехал весь свет но так и не нашел себе невесты. 

Упражнение 2
Из данных предложений образуйте сложное предложение, используя союзы и, а, но.

1. В скорлупке она спала ночью. Днем играла на столе. («Дюймовочка»)
2. Пальба стихла только к вечеру. Утенок долго еще боялся пошевельнуться. («Гадкий утенок»)
3. Она отерла слезы Герде. Потом спрятала обе руки в ее хорошенькую мягкую теплую муфточку. («Снежная королева»)
4. До заката солнца было еще далеко. Элиза уже сидела на скале перед глубокой пещерой. («Дикие лебеди»)
5. Собака бежала быстро. Крупа сыпалась из мешочка по всей дороге от медного замка до дома солдата. («Огниво»)

Упражнение 3
Продолжите предложения так, чтобы союз и соединял: а) однородные члены и б) простые предложения. Выделите главные члены.
Образец:
http://rus.1september.ru/2002/05/2.gif

1. Королева бросила жаб в прозрачную воду и...
2. Лебеди захлопали своими большими белыми крыльями и...
3. Фата-Моргана коснулась руки Элизы жгучей крапивой и...
4. Епископ продолжал нашептывать королю злые речи и...

 

Сложноподчиненные предложения

Упражнение 1
Постройте схемы следующих предложений.

1. Элиза знала, что она может найти такую крапиву на кладбище. («Дикие лебеди») 2. Наконец на кухне нашли одну бедную девочку, которая слышала пение соловья. («Соловей») 3. Когда солнце поднялось выше, Элиза вдруг увидела вдали огромный замок. («Дикие лебеди») 4. Утенок должен был плавать по воде без отдыха, чтобы не дать ей замерзнуть совсем. («Гадкий утенок») 5. Ты ведь спасла мне жизнь, когда я замерзала в темной холодной яме. («Дюймовочка») 6. Они увидели, как Элиза скрылась за кладбищенской оградой. («Дикие лебеди»)

Упражнение 2
Определите границы придаточного предложения, находящегося внутри главного. Постройте линейные схемы данных предложений.

1. Маленькие рыбки, которые плавали под водой, видели жабу и ее сына. («Дюймовочка») 2. И вот на том месте, где хотели сжечь Элизу, вырос высокий зеленый куст с розами. («Дикие лебеди») 3. Лесной ворон, который уже успел жениться, провожал девочку первые мили. («Снежная королева») 4. В той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. («Дикие лебеди») 5. Посреди огромной залы, где сидел император, возвышался золотой шест для соловья. («Соловей») 6. Ласточки, которых она часто кормила крошками, прощебетали ей свою песню. («Дюймовочка»)

Упражнение 3
Спишите, раскройте скобки, поставив союзное слово который в соответствующей грамматической форме (используйте при необходимости предлоги).

1. Она пила росу, (который) каждое утро она находила на листьях. Большой лопух, (который) жила Дюймовочка, пожелтел. За лесом, (который) жила Дюймовочка, было большое поле. («Дюймовочка)
2. Она все думала о братьях, (который) злая мачеха тоже выгнала из родного дома. Первое же слово, (который) сорвется у тебя с языка, пронзит сердца твоих братьев. («Дикие лебеди»)

Упражнение 4
Запишите  предложения. Установите границы каждого простого предложения в составе сложноподчиненного. Укажите союзы. Потренируйтесь в постановке вопросов от главной части к придаточной. Постройте линейные схемы предложений.

1. Было раннее утро, когда одиннадцать лебедей пролетали мимо хижины, где спала еще крепким сном их сестрица Элиза. («Дикие лебеди») 2. В ее глазах светилась горячая любовь к доброму королю, который делал все, чтобы только порадовать ее. («Дикие лебеди») 3. Мальчики рассказали, что видели только, как он привязал свои санки к большим великолепным саням. («Снежная королева») 4. Я сама слышала, как сапоги скрипели, когда Кай приходил к бабушке. («Снежная королева»)

Упражнение 5
Спишите, расставив знаки препинания. С помощью аббревиатур «ССП» (сложносочиненное предложение) и «СПП» (сложноподчиненное предложение) укажите тип сложных предложений. Постройте схемы предложений.

1. Король увидел только как над дворцом взвились одиннадцать диких лебедей. («Дикие лебеди») 2. Утенок узнал этих прекрасных птиц и его охватила какая-то непонятная грусть. («Гадкий утенок») 3. Император сказал что жалует соловью свою золотую туфлю на шею. («Соловей») 4. Потом к ним пришли другие майские жуки которые жили на том же дереве. («Дюймовочка») 5. Посадил он собаку на ведьмин передник а сам открыл сундук. («Огниво»)

Бессоюзные сложные предложения

Упражнение 1
Выпишите из данных пар предложений только бессоюзные сложные предложения. Выделите грамматические основы.

1. Открыл солдат первую дверь и вошел в комнату. Посреди комнаты сундук стоит, на сундуке сидит собака.

2. В реке росло много кувшинок; их широкие зеленые листья плавали по воде. Самый большой лист был дальше всех от берега. 

3. Ночь Элиза провела за своей работой; об отдыхе она и не думала. Она думала только о том, как бы поскорее освободить своих милых братьев.

4. Цветущие розовые кусты заглядывали с крыши в открытое окошко; тут же стояли их детские стульчики. Кай с Гердой сели каждый на свой и взяли друг друга за руки.

 

Предложения для синтаксического разбора

1. Руки свои Элиза спрятала под передник, чтобы король не увидел волдырей и царапин.
2. Когда зашло солнце, в пещеру вернулись братья.
3. Ей бросили охапку крапивы, которую она нарвала на кладбище.
4. Лебеди ступили на камни утеса в ту самую минуту, когда погас в воздухе последний луч солнца.

5. Однажды ночью, когда Дюймовочка спала в своей колыбельке, через открытое окно в комнату влезла большущая жаба.
6. Она заглянула в скорлупку, где спала под лепестком розы Дюймовочка.
7. Она повесила эту колыбельку под большой лист лопуха, чтобы ее не замочил дождик.

8. Невеста моя знает, как пройти в спальню принцессы с черного хода.
9. Герда въехала в темный лес, в котором жили разбойники.
10. Утром Герда рассказала ей, что слышала от лесных голубей.

11. Ученые описывали столицу Китая, дворец и сад императора; поэты слагали в честь крылатого певца чудесные стихи.
12. Книги расходились по всему свету, и вот одна толстая книга дошла и до китайского императора.


Пройти тест

Посмотреть видео

Категория: 5 класс рус.яз. | Добавил: qwertyrabaa
Просмотров: 1249 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск