Понедельник, 23.09.2024, 00:27
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка и литературы Абрамовой Алёны Александровны

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


Согласные звонкие и глухие
[ Скачать с сервера (1.20 Mb) ]30.01.2020, 11:00

Согласные звонкие и глухие

Нам знакомо понятие гласных и согласных звуков. Если гласные звуки образуются только при помощи голоса, то при образовании согласных звуков участвует и шум.

В группы звонких и глухих согласных входят абсолютно все согласные звуки русского языка. Они могут быть парными или непарными, твердость или мягкость звука при этом не имеет никакого значения.
Если согласный звук образовался при участии не только шума, но и голоса, мы называем его звонким согласным. Если в таком образовании участвовал только шум, то перед нами будет глухой согласный звук. 

Отдельную группу звуков составляют такие, в которых голос и вовсе преобладает над шумом. Данный тип согласных называется сонорными звуками.
Звуки помогают отличать слова друг от друга, но не влияют на их правописание.

Согласные парные по звонкости / глухости  

Звонкие:   

[б],   

[б`],     

[в],   

[в`],     

[г],   

[г`],     

[д],   

[д`],     

[ж],     

[з],   

[з`].

Глухие:     

[п],   

[п`],     

[ф],   

[ф`],   

[к],   

[к`],     

[т],   

[т`],   

[ш],     

[с],   

[с`].


Согласные звонкие непарные (сонорные): [й], [л], [л`], [м], [м`], [н], [н`], [р], [р`].

Согласные глухие непарные: [х], [х`], [ц], [ч`], [ш`].

 

Упражнения 

 

Упражнение 1

Выпал первый снежок. Побелели тропки в лесу. Берега речки Камышинка оделись в прозрачный ледяной воротничок.

1. Запиши текст.

2. Во втором предложении подчеркни глухие согласные, в третьем предложении – звонкие согласные.

 

Упражнение 2

Прочитай.

Б В Г _________

П Ф К _________

1. Допиши парные согласные.

2. К каждой паре подбери примеры слов.

3. Запиши эти пары слов.

 

Упражнение 3

На реке у берега стоял ______. Спелый _____упал на землю. Ребята бежали на ________. У Алёши в руках был _______. Мальчик гонит гусей на _______.

Слова для справок: плод, плот, прут, пруд.

1. Чем похожи слова, данные для справок? В чём их различие?

2. Спиши предложения. Вставь подходящие по смыслу слова. Рядом напиши проверочные.

3. Составь и запиши предложения со словами молод, молот.

 

Упражнение 4

Выпал сне__ . Кате хотелось по сне_ ку погулять. Она вышла в са _ . Там был сле _ зверька.

1. Какое правило надо вспомнить, чтобы написать слова с пропущенными буквами без ошибок?

2. Дополни текст 1-2 предложениями. Запиши их.

3. Подчеркни согласные в конце слов. Подбери проверочные слова.

 

Упражнение 5

Снег да мороз царствует всюду. Избы стоят притихшие. Из труб валит дым. Суровый январь заглянул и в лес. Около старой ёлки громадный сугроб. Может, там медведь спит?

1. Как понять выражение царствуют всюду?

2. Выпиши слова, в которых звонкую согласную на конце слова надо проверять.

3. Запиши два последних предложения. Запиши ответ на предложение-вопрос.

 

Упражнение 6

Стоят жаркие деньки. Глеб и Олег бегут на пляж. Там ребята строят плот. Рядом морская вода омывает берег и ноги мальчиков. Они бегут купаться. Хороша водица!

1. Как бы ты озаглавил данный текст?

2. Выпиши предложения, в которых есть орфограмма на парную согласную на конце слова. 

3. Подчеркни слова с парной согласной на конце слова. Подбери к ним проверочные слова. Повтори правило.

 

Упражнение 7

Мороз не страшен.

Лес скинул листву. Он стал совсем голым. Тихо подкрался мороз. У берегов озера лёг тонкий лёд. Стайки рыб спрятались на дно. Там им тепло.

1. Перечитай текст по слогам. Обрати внимание на слова, которые могут вызвать у тебя затруднения при написании.

2. Подумай, сколько частей в этом тексте. Вторую часть начни писать с красной строки.

3. Запиши текст по памяти. После написания сделай сам проверку.

 

Упражнение 8

Изгоро _ ь, шка _ , стол _ , бро _, гара _ , гла _ , пока _ , поез _ , шар_ , бро _ь.

1. Подумай, какие парные согласные ты напишешь на конце каждого слова? Какие подберешь проверочные слова?

2. Запиши эти пары слов. Первым записывай проверочное слово. Подчеркни орфограмму.

3. С одним из слов составь предложение. Запиши его. Подчеркни парную согласную на конце слова.

 

Упражнение 9

Друг – человек, близкий по интересам, товарищ, приятель.

Дуэт – музыкальное произведение для двух исполнителей.

1. Постарайся запомнить значения новых для тебя слов.

2. Запиши одно из толкований, по выбору.

3. С одним из слов составь предложение и запиши его.

4. Подчеркни слова с парной согласной на конце слова. Вспомни правило.

 

Упражнение 10

Герб – отличительный знак государства.

Герб – отличительный знак города, земли (области).

Долг – обязанность; то, что необходимо выполнить.

Долг – то, что взято на время, взаймы.

1. Постарайся запомнить значения новых для тебя слов.

2. Запиши одно из толкований, по выбору.

3. С одним из слов составь предложение и запиши его.

4. Подчеркни слова с парной согласной на конце слова. Подбери проверочные слова.

 

Пройти тест

Посмотреть видео

 

Категория: 5 класс рус.яз. | Добавил: qwertyrabaa
Просмотров: 289 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск