Воскресенье, 22.09.2024, 22:27
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка и литературы Абрамовой Алёны Александровны

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


Тире между подлежащим и сказуемым
[ Скачать с сервера (628.5 Kb) ]26.09.2019, 08:52

Тире между подлежащим и сказуемым

Вы уже знаете, что смысловым центром предложения являются его главные члены – подлежащее и сказуемое. Как правило, между этими членами предложения не ставится никаких знаков разделения или выделения. Исключение составляет тире между подлежащим и сказуемым.
Для начала необходимо вспомнить, чем могут быть выражены подлежащее и сказуемое. Самое часто встречаемое выражение подлежащего – это имя существительное, которое стоит в именительном падеже. Сказуемое чаще бывает выражено глаголом в различных формах, однако может быть выражено также существительным в именительном падеже.
Когда мы встречаем предложение, в котором оба главных члена выражены именами существительными, стоящими в именительном падеже, мы должны знать, что между ними нужно поставить тире.

Подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже, то между ними ставится тире:

Книга — источник знаний. Знание — высшее богатство.

Тире сохраняется, если сказуемое присоединяется к подлежащему словами это, вот, значит, это значит, это есть:

Книга — это источник знаний.
Романтизм — вот первое слово, огласившее пушкинский период.


Тире не ставится, если перед сказуемым есть отрицательная частица не:

Ленивые руки не родня умной голове.

Тире также не ставится, если сказуемое присоединяется сравнительными союзами как, словно, будто, точно, всё равно что и др.:

Нефть как черная кровь земли.
Реактивный самолёт словно молния.

Пройти тест

Посмотреть видео

Упражнение 1.

Запишите предложения, подчеркните грамматические основы. Укажите, чем выражены главные члены. Поставьте, где нужно тире.

Грачи это наши первые весенние гости. Лёгким запахом веет полынь. Сорока птица плутоватая. У кукушонка грудка пёстренькая. Полный месяц встал над лугами. Репей для осла самая вкусная еда. Аистята прожорливые птенцы. У осла голос противный, громкий.


Упражнение 2.

Составьте предложения, используя слова, данные в скобках, измените, если нужно, их форму. Поставьте знаки препинания.

Клюква (последний, ягода, сентябрь). Сентябрь (время, боровики, грузди рыжики). Осень (время, подготовка и переход, растения, к, зимний, покой). Последняя гроза (это как бы, прощальный привет, уходящий, лето). Жёлуди (плод, дуб). Первоосенье (дивный, пора, увяданье, природа). Туман, дождь, заморозки, грозы (обычные, явления, природа).
Дубравы (красивые, дубовые, рощи). Дуб (долговечный, дерево). Рябина (одно из наиболее, любимые, деревья).


Упражнение 3.

Прочитайте данные предложения и сделайте вывод о причинах постановки тире между подлежащим и сказуемым. На что нужно при этом обращать внимание?

Мое единое отечество – моя пустынная душа (К. Бальмонт). Цель символизма – рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение (В. Брюсов). Быть с людьми – какое бремя! (Ф. Сологуб). Пессимизм и полное безучастие к действительности, страстный порыв куда - то вверх, в небо, и сознание своего бессилия – вот основные  ноты и темы нашей новой поэзии (М. Горький). Самая дурная сторона декадентов – это совершенная разрозненность с действительной жизнью, искажение правды жизни по произволу (И. Бунин).

Категория: 5 класс рус.яз. | Добавил: qwertyrabaa
Просмотров: 310 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск